Еще немного фактов: где швабские тараканы?!
В средневековой Богемии населенный пункт, который пытался получить статус города, должен был самостоятельно вершить суд и обязательно иметь таможню и пивоваренный завод. В первом городе, где появляется главный герой, есть не весь набор требований. Где же пивоварня? Как можно проникнуться духом эпохи без таможни? Но если серьезно, в игре обещают, что игрок-вор рискует попасть под суд и понести суровое наказание.
К счастью для ловкача и пройдохи, как раз к 1403 году в Богемии отменили старые судебные порядки, так что испытания каленым железом и огнем, скорее всего, не будет. Зато теоретически в игру могут быть введены судебные поединки, которые тогда имели место и служили самым лучшим развлечением толпы.
Эпоха характеризовалась нашествием черных тараканов, которых тогда называли «швабскими» в честь весьма недобрых соседей чехов — швабов и их союза городов. И это мы не вдаемся в банальные подробности о распространении клопов и вшей в те непростые времена. Вряд ли в игре будут вши, но чем черт не шутит. Обещали полную историчность — извольте исполнять все как надо!
Богемские цыгане.
Кроме того, современное название цыган у многих народов происходит именно от названия Богемии: уже в Средневековье их там было так много, что ее считали едва ли не родиной этого народа. В свою очередь, словцо «богема» как обозначение творческого класса пошло отсюда же: взбалмошных поэтов, художников и театралов сравнивали с цыганами — поначалу уничижительно, затем с восхищением.
Еще одна памятная деталь для Чехии — это дефенестрация, то есть буквально «выкидывание из окон». Речь идет о не единожды повторявшемся случае, когда во время волнений разъяренные толпы народа выкидывали представителей власти из окон и до смерти затаптывали внизу. Первая дефенестрация случилась в 1419 году в Праге.
Мы оценили бета-версию Deliverance и пришли к выводу, что сделать очень реалистичную игру с точки зрения истории — просто невозможно. Не потому что создатели ленивы или плохо знают предмет, но хотя бы потому, что если учесть все нюансы, не будет игры. Нельзя одновременно раскрыть историю о религиозном конфликте и при этом ввести в игру тараканов и десять видов кнедликов. Трудно представить себе классический средневековый сеттинг, к которому подпустят огнестрел и диковинное оружие вроде арбалето-мушкета.
Главное, что должно быть реализовано в Kingdom Come — это рассказ о закате рыцарства и начале эпохи религиозных войн. Если Warhorse смогут воплотить все самые интересные моменты реальной истории Богемии, то не будет недостатка в сюжетных поворотах и ярких героях. Средние века уже подарили этой игре интересного злодея, «Орден Дракона» короля-неудачника, немыслимый бунт, пять крестовых походов и ощущение конца яркой эпохи.
Орден Дракона
И наконец, одна из самых любопытных деталей: в 1408 году этот император создал некий полузакрытый Орден Дракона, призванный бороться с еретиками, но его реальная суть была в попытке установить еще и тайный контроль над империей. Будет просто великолепно, если создатели Kingdom Come используют эту деталь по полной.
Вернемся к событиям игры. Приключения главного героя начинаются летом 1403 года, и именно в это время отряд рыцарей освободил Вацлава из плена. Но даже такое событие не сразу прекратило вторжение Сигизмунда и его разорительные походы по Чехии. С учетом обещанной вариативности игры, нам, возможно, предложат встать либо на сторону опасного своей некомпетентностью короля-лузера, либо на сторону харизматичного злодея и предателя. В общем, выбор представляется гораздо сложнее, чем между «братьями бури» и Империей в Skyrim.
No Stamina Visual Effects
Let’s face it: Henry is no superman, and that’s by design. While it’s natural he can’t run or swing a heavy sword for very long without getting winded, you may not be a fan of how the game informs you that Henry is almost out of gas. The color drains from the screen and your vision blurs, and there are audio cues to tell you that you’re low on stamina—but it’s all pretty heavy-handed.
The No Stamina Visual Effects mod by TheCorex comes in three versions: no visual cues, no sound cues, or both visual and sound cues removed (meaning you’ll have to keep your eye on your stamina meter to tell when you’re out of juice).
Ролевая система
Чтобы сделать игру более реалистичной, девелоперы взяли на вооружение бесклассовую систему. Она строится на развитии 4 основных характеристик: сила, ловкость, живучесть, красноречие. В начале игры все они имеют 1 уровень, но во время первого диалога персонаж может дважды повысить любую из них еще на 1 уровень.
Помимо основных характеристик есть еще и 10 навыков. Тут нашлось место и верховой езде, и карманным кражам, и охоте, и обслуживанию брони и оружия, и даже травничеству с алхимией. При этом бесполезных навыков в игре нет, практически все можно использовать с выгодой для себя. Ну разве что от пьянства толку чуть, но этот навык по ходу игры как-то сам собой «качается». Средневековье же!
Таким образом, на момент начала игры у главного героя нет специализации как таковой, он примерно одинаково плох во всем. А дальше все зависит от самого игрока: как и в играх серии The Elder Scrolls, характеристики улучшаются по мере использования. Поэтому нельзя стать крутым мечником, только лишь общаясь с NPC и проходя «разговорные» задания.
Еще есть так называемый общий уровень. Это условный показатель жизненного опыта персонажа. Он не влияет на параметры персонажа, но открывает доступ к перкам — особенным талантам, каждый из которых позволяет получить те или иные преимущества. Основные характеристики тоже имеют свои наборы перков, но изучить все не выйдет при всем желании, потому что одни перки могут исключать другие.
Например, если взять талант «Представитель знати», то главный герой получит бонус к убеждению при общении с людьми из высших кругов, но при этом Индро не сможет взять перк «Простолюдин». Подобный выбор присутствует в каждой ветке навыков, благодаря чему можно создать цельный и реалистичный образ. А ведь еще есть перки для каждого из 10 навыков.
Unlimited Saving
KCD has some restrictions on when you can save your game, limiting it to when you sleep in a bed or drink ‘Savior Schnapps’ (in addition to autosaves and saving upon exiting the game). The idea is that with limited saves players will be more careful with their decision-making and perhaps have to live with the choices they’ve made, good or bad.
The idea of the Unlimited Saving mod, created by EddieShoe, is this: it’s your game, so save whenever the heck you want. It allows you to save the game from the main menu at will, even if you don’t have Schnapps in your inventory. There’s still a hard limit of 30 saved games before it begins prompting you to overwrite one of them. This mod has been updated to work with patch 1.3.1.
Почему именно 1403 год?
В описываемый игрой период состоялось событие, кажущееся незначительным: в Богемии (нынешняя Чехия) запретили труды английского богослова Джона Уиклифа, и начались гонения его последователей. Звучит не особо захватывающе, но этот запрет стал поворотной точкой в истории Восточной Европы: притеснения вызвали мощный конфликт внутри государства, и ученик Уиклифа, Ян Гус, сумел привлечь на свою сторону огромную массу населения. Это привело к так называемым «гуситским войнам», которые навсегда изменили облик тех земель. Средневековой аристократии был нанесен непоправимый ущерб; порох и регулярная армия доказали, что они сильнее меча и рыцарей, а потом и вовсе грянула Реформация, и католический мир затрещал по швам. 1403 год — сияющая вершина рыцарства, с которой оно сорвалось в пропасть истории.
Гуситы сдают крепость.
Все это происходило на фоне захватывающего политического триллера со множеством участников. Богемия была не каким-нибудь медвежьим углом, но центром (хотя и не географическим) Священной Римской империи. Развернулась стандартная история: после великого императора к власти приходит его сын-раздолбай, который буквально пропивает империю и своими действиями так накаляет обстановку, что отвратительнее уже вроде бы и некуда. Но, как часто бывает, это оказалось лишь первой главой: на сцене появляется харизматичный злодей, и вот тут-то начинается настоящее веселье.
Графика и техническая реализация
Kingdom Come: Deliverance разработана на последней на текущий момент версии движка CryEngine, благодаря чему игра обладает большим миром без строгого разделения на локации. Всю территорию можно объехать из конца в конец и не увидеть экрана загрузки. Впрочем, мир в игре не то чтобы огромный, но это ни в коем случае не недостаток игры.
Графика в Kingdom Come приятная и какая-то «уютная», что ли. Особенно это касается природы. Леса, холмы, сельские пейзажи и реки — все выглядит так, как в реальном мире. Природа не приукрашена по канонам фэнтези, она именно реалистичная, как в The Witcher 3: Wild Hunt. Здесь есть и милые русскому сердцу березки, и лесные полянки, поросшие травой в середине проселочные дороги. Одним словом, красота!
Картинка в игре оставляет положительное впечатление, но это не значит, что она так же совершенна в техническом плане. Напротив, если присмотреться, то можно заметить множество довольно простеньких моделей, посредственные анимации, одинаковые лица у множества второстепенных персонажей, а также довольно аскетичное оформление декораций.
Да, это так: игра далеко не идеальна в плане проработки графики, пусть даже ее и делали 9 лет, но придираться к этому не хочется. Это проект от относительно небольшой студии, к тому же благодаря очень качественному сюжету и интересному геймплею глаз не цепляется за многие огрехи графической части. За многие, но, увы, не за все.
К сожалению, техническая реализация игры может стать главной и по сути единственной причиной не покупать Kingdom Come: Deliverance. Проблема в производительности. На компьютере с процессором Intel Core i7-4790 в связке с Nvidia GTX 1070 Ti игра то и дело проседает до 40 кадров в секунду, а в некоторые моменты, особенно в крупных городах, демонстрирует и вовсе «позорные» 25-30 FPS.
Это очень плохо, и даже драйвер Game Ready от Nvidia не решает проблему полностью, лишь чуть-чуть улучшая производительность игры. И это при том, что в системных требованиях значится связка i5-4670K и GTX 1060! Возможно, это для игры в 30 FPS, как на консолях, но в таком случае нужно делать соответствующую приписку в конце рекомендованной конфигурации.
Достижения в DLC «Женская доля»[]
Линия Терезы
Всего 4 достижения, из которых 1 даётся просто за прохождение основной сюжетной линии, а остальные просто за выполнение побочных заданий. Ничего сложного в них нет, и это подтверждает статистика: некоторые достижения этого DLC получило больше игроков, чем некоторые трофеи из основной.
Иконка | Название | Описание | Как получить |
---|---|---|---|
Смерть от занозы | Нанеси Индро смертельную рану! | В ходе задания «Домашние хлопоты» согласится сразиться с Индро на мечах и победить. | |
Плохая девушка | Избавься от утренних хлопот! | В ходе задания «Домашние хлопоты» не выполнить ни одну из задач (подробнее см. примечания) | |
Спаситель | Спаси всех выживших. | В ходе задания «Ангел милосердия» спасти всех страждущих | |
Женская доля | Закончи историю Терезы. | Завершить главную сюжетную линию Терезы |
Линия Йоханки
Достижения вовсе не сложные, но чтобы получить их нужно очень хорошо подумать, потому их получило так мало игроков.
Иконка | Название | Описание | Как получить |
---|---|---|---|
Адское правосудие | Наказание соответствует преступлению | Бросить тело Лже-Воина Скалицы в ствол шахты. | |
У тебя было одно задание! | Напейся с Амвросием до беспамятства! | В ходе задания Бросая жребий напиться до беспамятства вместе с Амвросием | |
Вуайерист | Посмотри, что у Хенслина на животе, не будучи замеченным. | Можно получить в ходе задания «Ступай и впредь не греши», см. Примечания | |
Как призрак | Верни сокровище Павла так, чтобы тебя не заметили. | Найти сокровище Павла из Колин в ходе задания «Bonum Commune» без убийства половцев | |
Образцовый грешник | Соверши все грехи, которые сможет придумать Йоханка. | См. Примечания | |
Любимец священника | Сообщай инквизитору обо всех проступках, совершаемых в долине реки Сазавы | Для получения этого достижения нужно выполнить несколько второстепенных заданий основной игры, связанных с религией, а потом донести о них инквизитору Ярославу. | |
Ангел мщения | Помоги спасти Йоханку от самого тяжкого обвинения в ереси… | Выиграть суд в ходе задания Мадонна из Сазавы |
Оружие
Фламберг.
Выбранный 1403 год — очень непростое время. Фактически, авторы сознательно попали в западню в плане оружия. Все, что мы видим в Kingdom Come — это золотая мечта любителя исторического фехтования и позднего Средневековья с его грязью и куртуазностью. В действительности же этот период посеял хаос в том, что касается ведения войны, технологий и общественных отношений.
Дед Вацлава IV, Иоанн Слепой, погиб во время битвы при Креси. Знаменательным фактом этой битвы было то, что в ней успешно использовалась артиллерия — пока неэффективно в плане убийств, но очень действенно в плане деморализации. Сейчас это кажется невероятным и дурацким, но такие пушки, рибальды, заряжались огромными стрелами, словно баллиста.
Рибальда: видно, что выходное отверстие очень маленькое — оно для стрел, а не ядер.
Что не так с оружием в эпоху игры? Мы видим средневековый сеттинг, и душа радуется при виде гамбезонов, фламбергов и хундсгугелей. Однако в это же время уже существовали примитивные огнестрельные орудия — аркебузы, которые уже 30 лет как получили распространение в Священной Римской империи. Но и это еще не все: XV век отличился множеством интересного оружия вроде глеф и аркебузов — промежуточного этапа между арбалетом и огнестрелом. Эта вещь особо примечательна тем, что стреляла пулями из ствола, но при этом запускались они с помощью арбалетного механизма.
Аркебуз.
Кроме того, все это время — преддверие гуситских войн, и страна буквально стоит на их пороге. Гуситы же в битвах активно пользовались довольно своеобразным оружием: цепами, косами, молотами и так далее. Представьте себе, в какое недоумение придут игроки, купившие реалистичную RPG про средневековье, в которой можно стрелять из огнестрела или арбалето-мушкетного мутанта и получить в бок стрелой из пушки.
Dark Times Overhaul
The first really ambitious-sounding mod for KCD, now in beta, is Dark Times — A Difficulty and Balance Overhaul, by sidewayz24. It’s making changes to lots of aspects of the game, tweaking carry weight, stamina regeneration, XP gain, jail time and punishments for crimes, random encounter chances, and more.
The mod tunes the economy, making changes to vendor pricing and replenishment times, as well as tweaks to combat, making enemies more difficult in battle. It’s even overhauling perks and visuals. The end goal is to make progression slower, the economy harsher, and combat more challenging. It incorporates a number of existing mods: check to see exactly which ones, and to read a more thorough description of Dark Times (or to submit feedback if you’ve tried it).
Сигизмунд Венгерский
Его портрет написал сам Дюрер. А чего добился ты?
Один из лучших претендентов на роль харизматичного злодея, которого только можно выдумать. Сигизмунд был сыном Карла IV, но уже от другой жены. Он тоже претендовал на трон империи, но поначалу как-то не задалось, зато повезло с Венгерским королевством. Теща Сигизмунда, которая фактически правила Венгрией, как-то внезапно умерла, будучи нечаянно удушенной. Вскоре ее участь постигает и его беременную жену — этот «несчастный случай на конной прогулке» позволил нашему злодею стать королем Венгрии. А там было уже и до империи рукой подать.
Единственный, кто мешал Сигизмунду стать императором, — еще один брат, теперь уже двоюродный, — Йост Моравский, который в этой гонке шел вровень с ним. Но — вот это неожиданность! — внезапно Йост умирает в результате несчастного случая, и вся власть достается Сигизмунду.
Чем отличился этот эталонный отрицательный персонаж? Убийство жены и тещи, убийство кузена, пленение чешского брата-неудачника (дважды). Кроме того, он предал и казнил Яна Гуса, что стало причиной религиозных войн. Сигизмунд разорял Чехию, пока братец был у него же в плену, а позднее устроил на нее пять жестоких крестовых походов. Правда, все они провалились.
Свобода выбора
Настоящее средневековое приключение
После знакомства с Kingdom Come: Deliverance хочется крепко пожать руку разработчикам из студии Warhorse. Долгие годы разработки не прошли впустую, была проделана огромная работа, и ее результат вызывает подлинное уважение. Это настоящее средневековое приключение, которое практически во всем сделано правильно и со знанием дела.
Безусловно, у игры есть некоторые проблемы с технической реализацией
Возможно, производительность поднимут с выходом обновлений, но пока что владельцам не самых мощных компьютеров стоит с осторожностью отнестись к покупке. Да и реализм на грани с хардкором будет принят далеко не каждым игроком
Но несмотря на это Kingdom Come: Deliverance — стоящая игра. Таких сейчас просто-напросто не делают.
О Kingdom Come: Deliverance «Игромания» писала не раз: не считая привычных превью (здесь и здесь), она заочно попала в топ лучших исторических игр и даже в сборник народных рецептов от «игропрестольной» хандры. И, как выяснилось, места эти заслужены: игра в самом деле получилась особенной. Оправившись от ярких, но противоречивых первых впечатлений, рассказываем, почему её всё-таки нельзя пропускать.
Мир, в котором вы живёте
В современном мире Средневековье принято или чересчур романтизировать, или чрезмерно очернять. Это связано с тем, что игроки хотят перевоплотиться в рыцарей, погрузиться в мир замков, крепостей и схваток тяжёлой кавалерии с рядами пехоты. Вспахивать землю феодала, то есть заниматься тем, чем занималось большинство людей в Средние века, уже не так интересно.
В контексте героического опыта не всегда подразумевается история безусловно положительного персонажа или светлого рыцаря на белом коне — сеттинг сурового, канонического Средневековья выделяется распространением серой морали, даже несмотря на царившую в то время религиозную пропаганду, которая любила крайности.
Тем не менее есть игры, предлагающие посмотреть на Средневековье глазами обычного, слабого человека. Хороший пример — Plague Tale: Innocence, рассказывающая историю брата и сестры, гонимых инквизицией и практически беззащитных перед окружающим миром. Средневековье здесь играет роль интерактивной декорации, которая взаимодействует с игроком в большей степени, чем он с ней. Здесь и толпы чумных крыс, и стражники, и церковные служители — всё представляет для персонажей опасность и создаёт необходимый антураж.
Скриншот: игра Plague Tale: Innocence / Asobo Studio
В игре проделана впечатляющая работа над дизайном локаций — в ней всё работает на погружение. Каждая локация оригинальна, музыкальный ряд задаёт тон повествованию, передаёт тревожное настроение и подчёркивает трудность жизни людей в средневековой Франции.
Другая игра, Kingdom Come: Deliverance, — удачный пример истории средневекового простолюдина, который, пройдя все невзгоды, добивается более высокого социального статуса. В начале главный герой Индржих предстаёт перед игроком как обычный сельский парень, которому суждено прожить жизнь в деревне, унаследовать от отца кузницу и зарабатывать на хлеб изготовлением мечей.
Однако, как заведено в героике, жизнь Индржиха в один момент переворачивается и герой попадает в большой мир без гроша в кармане и навыков выживания. По мере прохождения Индржиху предстоит научиться читать, сражаться, общаться с представителями высшего общества и зарабатывать всеми доступными способами.
«Plague Tale: Innocence и Kingdom Come: Deliverance я бы поставил в один ряд, потому что они обе акцентируют внимание на сюжете и сценарии. Обе про драму, но Plague Tale — чистокровный консольный сюжетный синглплеер, а Kingdom Come: Deliverance — всё-таки больше игра для ПК, с большим количеством игровых систем
Боевая система, система инвентаря, немного социальной системы — надо мыться, кушать и так далее», — говорит Антон Токарев.
Скриншот: игра Kingdom Come: Deliverance / Warhorse
Минусы:
- Баги. Их слишком много. Они повсюду. От них не спрятаться.
- Порой бюджет игры накладывает свой отпечаток на её качество.
- Анимация персонажей зачастую далека от идеальной.
- Чрезмерная реалистичность и сложность отпугнёт многих.
- Перевод на русский язык изобилует ошибками и опечатками.
- Порой игра раздражает слишком медленным ритмом.
- Система сохранений могла бы быть попроще.
В который раз я убеждаюсь, что на сегодняшний день именно Европа стала источником лучших в мире ролевых игр. Когда-то это почётное звание принадлежало США. Периодически выстреливала Япония со своим специфичным жанром JRPG. Но теперь тренд задают такие студии, как бельгийская Larian Studios (Divinity: Original Sin), польская CD Projekt Red (The Witcher), а теперь ещё и чешская Warhorse Studios. У Даниэля Вавры при острой ограниченности ресурсов получилось создать убедительный виртуальный мир средневековья, в котором хочется просто раствориться. Игрокам предоставляется полная свобода действий: хочешь – совершай подвиги, хочешь — травки собирай или охоться, хочешь – ищи сокровища, а хочешь – соблазняй миловидных девушек или просто спивайся в придорожном трактире. Реализм и историческая точность изображения Богемии начала XV века, а также обилие предлагаемых нам игровых механик поражают воображение. Впрочем, картину сильно смазывает общая сырость игры, которую при всём желании сложно не замечать. Я ставлю Kingdom Come: Deliverance оценку в 8 баллов из 10, но только авансом, с расчётом на предстоящие патчи, исправляющие большую часть досадных ошибок. Хочется верить, что Вавра не остановится на достигнутом и однажды мы увидим сиквел этой замечательной игры. Ведь она и правда замечательная, даже при всех её текущих недостатках.
Еда и напитки
В бета-версии Kingdom Come в качестве еды были замечены только яблоки и хлеб. Но вообще, без шуток, будет очень здорово, если в игре будет представлено все многообразие чешской кухни. Свергать королей и при этом жить на одних яблоках — это сильно ударит по вхождению игрока в роль.
Кнедлики.
Большая часть современных чешских блюд уже существовала в Средние века: к примеру, всевозможные гуляши и соусы, которые так обожали богемцы, или разнообразные кнедлики, которые представляют собой отварное подобие клецок из теста. Согласно Википедии, кнедлики были заимствованы чехами в XIX веке, что неверно: они существовали издревле под названием «бухтички», просто изначально ими питались только бедняки.
То же самое с «утопенцами», чешскими маринованными сосисками — это замечательный вариант походной закуски, который можно использовать в средневековом сеттинге. Кстати, слово «утопенец» знакомо вам по «Ведьмаку» и означает совершенно то же самое: «утопленник», «утонувший труп». Приятного аппетита.
Утопенцы.
Про чешское пиво и так все ясно. Его в Средние века на одну душу населения в год выпивалось около 300 литров. Главная причина такого постоянного пьянства — проблемы с питьевой водой. Да и просто — почему бы и нет, это же Средневековье. Так что для реализма в Kingdom Come все NPC, от свинопаса до лорда, должны быть постоянно и основательно поддатыми, причем уже с утра.
Кстати, по поводу алкоголя: авторами обещана развитая система алхимии. Наконец-то лекарства будут создаваться реалистично: экстракты в духе времени будут делаться на основе спиртовых дистиллятов. Грубо говоря, ваш герой может стать самогонщиком и изготовителем настоек. Любопытно, что примерно в это же время в Восточной Европе появляется знаменитая «Зубровка».
Геймплей Kingdom Come: Deliverance
Несмотря на сильную ориентацию на историю и повествование в целом, проект от студии Warhorse нельзя назвать типичной «сюжетной» игрой. Это слишком глобальный проект, чтобы его вообще можно было однозначно охарактеризовать. При попытке сделать это получается что-то вроде такого: реалистично-хардкорная сюжетная ролевая игра-симулятор средневековья с открытым миром.
Скелет игры — это классическая RPG в духе старой-доброй Gothic. Персонаж игрока не является героем своей страны, он не выдающийся воин, не седоволосый ведьмак, не лидер армий. Индро — простой сын кузнеца, который в лучшем случае пользуется умеренным успехом у женщин и обладает какой-никакой смекалкой, а также понятиями о чести.
Как и Безымянный из «Готики», Индро вынужден прикладывать большие усилия, чтобы выжить в мире игры. Он практически ничего не умеет — ни сражаться, носить тяжелые доспехи, ни умело торговаться, ни даже читать. Безусловно, какие-то базовые вещи вроде поездок на лошадях и умения отмахиваться оружием, будто палкой, имеются с самого начала, но в остальном начинать нужно с нуля.
Поэтому даже один противник — это уже серьезное испытание для главного героя. На первых порах от них приходится бегать, ведь убивают они буквально с двух-трех ударов, в то время как Индро даже парировать нормально не может. Через некоторое время главный герой уже может отбиться от разбойника-босяка, но даже пара оборванцев кажется непреодолимым препятствием.
Поэтому первое время в Kingdom Come: Deliverance лучше посвятить пребыванию в относительно безопасных местах — во многочисленных поселениях Богемии. Там можно пообщаться со знающими людьми, разучить полезные навыки и заработать свои первые деньги. И это лишь маленький кусочек того, что может открытый мир игры.
Музыка и звук Kingdom Come: Deliverance
Вполне ожидаемо разработчики до краев наполнили игру средневековыми музыкальными мотивами. В Kingdom Come: Deliverance много акустической и оркестровой музыки, которая правильно используется для создания более цепляющего игрового опыта. Она нагнетает напряжение, задает драматический тон или наоборот позволяет расслабиться, давая игроку передышку.
Озвучивание диалогов выполнено на 3 языках: английском, французском и немецком. Для отечественных геймеров есть субтитры. Их перевод очень качественный, без каких-либо ошибок, при этом авторы сохранили характерную манеру говора персонажей. Конечно, это не полноценная локализация, но необходимый минимум для удобного ввода в игру выполнен хорошо.
Скандал в Богемии
Сюжет — главный козырь чешской RPG. Приключения Индро полны поворотов в духе Джорджа Мартина, игра то и дело провоцирует свернуть с прямого пути и уводит далеко от основной линии. Этому способствуют отлично отснятые катсцены и многострочные диалоги, благодаря чему создавать историю и наблюдать последствия своих необдуманных решений много приятнее.
Даже для самого незначительного события разработчики приготовили несколько возможных сценариев, а потому, чтобы проверить все ветки решений, надо не один раз пройти игру. Только поначалу героя направляют чуть сильнее.
Не стоит разом брать все задания: на выполнение многих из них отведена всего пара игровых дней
Пробежать KCD за пару вечеров не выйдет — квесты тут и правда мудрёные. Чтобы продвинуться в некоторых из них, придётся перечитать несколько книг, досконально изучить локации и расспросить местных — и хорошо если те согласятся помочь. Отчасти так когда-то было в The Elder Scrolls III: Morrowind, где вместо маркера обычно лишь пара подсказок. Эти сложности, однако, подогревают интерес к прохождению и побуждают, с опаской оглядываясь на время последнего сохранения, взвешивать каждое решение.
Впрочем, о последнем уже позаботились моддеры, благодаря которым пить спасительный шнапс можно где угодно. Но не советуем ставить эту модификацию — она лишит половины удовольствия от процесса.
Из-за эпохи и запутанного сюжета игра напоминает одновременно похождения Рейневана и детективную линию из «Имени розы»
Квесты здесь выдают восхитительно прописанные персонажи, к которым быстро прикипаешь: взять, к примеру, пана Гануша, который как внешне, так и манерой общения здорово напоминает Кровавого Барона из третьего «Ведьмака» и пана Яна Птачека — перед этим разгульным шалопаем княжеских кровей не устоять!
Ничуть не уступают и герои побочных квестов: они охотно делятся своим прошлым и робкой надеждой на безмятежное будущее, и ты уже просто не можешь остаться безучастным к их просьбам. Особенно запоминаются истории палача из Ратае, верного слову и чувствительного душой, а также священника, который не прочь покутить.
Большинство квестов здесь многоэтапные и сразу направляют игрока в несколько разных точек игрового мира. И не всегда сразу понятно, куда именно
Впрочем, пойдёт Индро по заданию или нет — справятся и без него, и это ещё раз напоминает о том, что авторы хотели создать как можно более реалистичный мир. Зато сплетни о подвигах и проступках героя разлетятся мигом: за одну крупную кражу или убийство вас запросто может возненавидеть вся деревня и окрестности.
Иногда, правда, в поведении NPC бывают сбои, а взаимосвязи между квестами рушатся: вот, например, старый знакомый, чьи поручения Индро выполнял несколько дней ценой нескольких перезагрузок, не узнаёт своего спасителя. Но если проходить игру спокойно, а не набрав сразу с десяток квестов, таких нестыковок, наверное, можно избежать.
Такое реалистичное ночное небо редко увидишь даже в самой раскрученной игре
Хардкор или реализм?
С самого анонса разработчики позиционировали Kingdom Come: Deliverance как реалистичную игру про жизнь обычного человека в мрачном средневековье эпохи смуты. Так уж сложилось, что деятели современного геймдева часто путают реализм с хардкором и наоборот, из-за чего эти понятия размылись и даже слились. Так что же подразумевали сами авторы игры?
Есть и хардкорные элементы. Главный герой должен есть и спать, чтобы стоять на ногах. Еда может испортиться, и тогда есть ее будет опасно для здоровья. Одежда и доспехи изнашиваются и пачкаются при использовании, их нужно мыть, чтобы не получить штраф к красноречию. Даже вид в игре только от первого лица, переключить его невозможно.
Отдельно стоит отметить решение разработчиков касательно выбора сложности и возможность сохранить прогресс. В Kingdom Come нет уровней сложности, игра сбалансирована так, чтобы быть наиболее реалистичной, но при этом вполне проходимой. Сохранения происходят в автоматическом режиме, вручную можно сохраниться только с помощью особого напитка — «спасительного шнапса».
В результате имеем сложную, но не зубодробительно-хардкорную игру. Баланс реализма соблюден, благодаря чему она не отталкивает. Напротив, Kingdom Come делает здравый, адекватный вызов и не боится показаться трудной для казуальной аудитории.