Steel division 2

War Stories

(Image credit: Jon Bolding)

Steel Division 2 pushes realism as far as it can be pushed in the genre and still remain fun: A tank’s main gun can fire massive distances—up to 2,000 meters—and even that kind of range doesn’t scratch the width of a map. A multiple-rocket artillery piece can take minutes to reload. Infantry can fight for so long in urban warfare that they run completely dry of their thousands of rounds of ammunition, requiring you to bring in supply trucks with the next wave of reinforcements. SD2’s tactical play forces you to care about details like force composition and deployment speed and how terrain affects the battlefield—and not in boring, simple ways, like Light Cover or Heavy Cover, but in a human scale that shapes the world your units move in. Two kilometers is a huge distance to ask your soldiers to charge on foot with people shooting at them. It’s not a huge distance for the tank gun taking aim at your men.

Matches are won or lost on the front line of combat, a colored line overlaying the field that pushes and pulls as units move. It’s satisfying to shift, forming dynamic pockets and bulges and salients. New to SD2 are capture points, so battles are won by taking notable terrain features: hilltops, bridges, towns, roads. It’s a marked improvement from the simple percentage of map control in Normandy ’44. Interacting with that terrain is simple. The game’s built-in range and line of sight checking tool is well made—it’s hotkeyed to C—and sliding across the terrain to reveal high ground for overwatch or sheltered dells to advance along is a joy. Battles take place over three phases, A, B, and C, each of which escalates the fight, introduces new units, and changes your income of points to call in those units with.

All of this is quite complex: there are systems for suppression, morale, armor penetration, resupply, repair, surrenders, shock, air combat, cover, and transports, and that isn’t an exhaustive list. In an unforgivable sin, there is neither tutorial nor manual to help you learn the basics of the game. The UI is also woefully unequipped to direct you. How much fuel does this particular plane have left? Who are my soldiers shooting at? These are not things it will tell you at a glance.

However, the result of all that complexity is a good, historical, tactical RTS. The scale of Steel Division 2 is grander than Normandy 44, and fielding a formation of 12 tanks or hundreds of infantry is no longer the exception in any given battle, it’s the rule. The feel of it all fits the historical conflicts of the Eastern Front, battles that alternated between brutal frontal assaults and slick outmaneuvering. The maps play directly into this. Based on ordnance survey and aerial reconnaissance photography from the time, they have a remarkable fidelity and allow for tactical diversity.

Как в это играть?

При первом знакомстве с Steel Division 2 складывается впечатление, что это интерактивный музей военной истории, а не видеоигра. И действительно, за нагромождением достоверности и многообразия механик трудно найти развлекательный продукт. И еще сложнее в него играть. Этот проект явно не для всех, и даже опытный стратег «въедет» далеко не сразу.

Во многом из-за того, что в игре нет обучающего режима. То есть совсем нет, буквально. Вместо него — длинное текстовое руководство с редкими картинками и, о ужас, «экселевскими» таблицами! Такое ощущение, будто разработчики делают игру только для своих фанатов, а все остальные геймеры для них важны постольку-поскольку.

Сражения проходят в три фазы. Сначала игроку доступны войска одной дивизии, то есть 10-15 подразделений. Этими силами нужно обходиться первые 10 минут, и зачастую именно они определяет исход боя. Цель каждого сражения — захват контрольных точек. Они двигают линию фронта, позволяя вызывать подкрепления все дальше и дальше.

На этом этапе решает микроменеджмент и умение распределять силы. Можно ударить всеми силами по одному направлению, но что делать, когда победоносный марш по центру окажется окружен со всех сторон во второй фазе? Часто вся армия разбита на отряды по две-три роты, которые занимаются планомерным захватом и удержанием конкретных точек.

Steel Division 2 обладает невероятной глубиной. Сначала игрок отдает приказы с высоты птичьего полета, одним кликом отправляя сотни бойцов в разные углы стокилометровой карты, а через секунду он видит бой глазами взвода пулеметчиков, подбирая для них наименее простреливаемый домик, чтобы подогнать машину с боеприпасами и перезарядить оружие.

Обзор Steel Division 2 — самая реалистичная игра о Второй мировой войне

Есть такая студия — Eugen Systems. Уже много лет она занимается разработкой хардкорных военных симуляторов. Но их новая Steel Division 2 это уже что-то запредельное.

10. Не торопитесь создавать свою дивизию

В мультиплеере под началом каждого игрока имеется отдельная дивизия, состоящая из нескольких рот. В свою очередь роты включают подразделения разных типов. Игра также позволяет создавать свои собственные роты, но торопиться с этим не стоит.

Steel Division 2 — во всех смыслах хардкорная стратегия, и малейшая ошибка в компоновке дивизии может существенно снизить шанс на победу. Поэтому для начала опробуйте стандартные дивизии, они отлично сбалансированы и вполне боеспособны.

5. Держите пехоту в лесах

В Steel Division 2, как и в реальной жизни, солдаты часто умирают с одного попадания. Одна пулеметная очередь может «положить» целый отряд, а один удачный снаряд миномета — два или даже три.

Чтобы сохранить жизнь пехоте, держите ее в лесах и не подвергайте ненужному риску. Выходите из укрытия только когда поблизости нет сил врага, иначе рискуете потерять солдат. В чистом поле они — отличные мишени.

4. Точки — это главный приоритет!

В то время как многие стратегии представляют собой сражения на полное уничтожение, Steel Division 2 преподносит войну более правдоподобно. В этой игре нужно не «зачищать» карту, а захватывать территории и двигать линию фронта.

Абсолютно все бои выигрывает та сторона, у которой по истечению времени больше всего точек. Конечно, если у вас получается эффективно уничтожать силы противника, это здорово, но всегда помните, что точки — это главный приоритет!

  • Как пригласить друга в клан в clash of clans

      

  • Cleft sentence что это

      

  • Как зарегистрироваться в китайском brawl stars

      

  • Что делать если лагает варфейс

      

  • Как найти месси в фифа мобайл

Мультиплеер 10 на 10

Игра от Eugen Systems не могла обойтись без сетевого режима. Собственно, именно в нем Steel Division 2 раскрывается на все 100%, позволяя сражаться на огромных картах командами десять на десять игроков.

Да, это не ошибка — одна команда из десяти игроков сражается с другой такой же. Стоит ли говорить, что многие покупают игру только ради этого?

Если в «сингле» все сделано в угоду реализму, даже в ущерб разнообразию, то мультиплеер сбалансирован гораздо лучше. Выбор карт довольно большой, есть как дуэльные симметричные, так и реалистичные карты из кампании.

Сражаться можно за любую дивизию, но можно составить и свою, причем можно комбинировать советские и нацистские роты.

При желании можно даже менять снаряжение у отдельных отрядов и Но перед тем, как создать армию своей мечты, следует разобраться в игре, потому что выбор войск настолько большой, что «накосячить» и сделать несбалансированную свору инвалидов проще простого, над которой будут смеяться все опытные полководцы и выгонять с серверов.

Bottom line

The turn-based layer is Steel Division II’s biggest addition though, and it’s one hell of a change-up. The pace of conflict is entirely different when you can see the whole operation in broad strokes, letting you set your own goals—lose a battle but win the war, as it were. It also fixes the “card deck” unit deployments from the original Steel Division, keeping the persistence that warranted the system in the first place but grounding it in a way players can actually understand.

Smart changes, in other words. It probably won’t make me play any better, but I’ll certainly be back to admire Steel Division II in all its wargame glory.

Обзор геймплея

Стальная Дивизия II – это продолжение вышедшей в 2017 году Нормандии 44. Действия в ней разворачивались на Западном фронте ВМВ и весь проект был сконцентрирован на высадке союзных войск в Нормандии. Отечественным геймерам первоначальный вариант мало известен, так как был ориентирован на рынок Запада и имел высокий порог вхождения.

А вот во второй части серии разработчики не только обратились к сражениям на Восточном фронте ВМВ, но и предоставили возможность проводить бои на глобальной карте Белоруссии, участвуя в сражении «Багратион». Проект получился исторически достоверным, так как основан на реальных событиях и фактах.

Авторам удалось воспроизвести сражение «Багратион» в масштабе 1:1. Карты боевых действий отражают реальный ландшафт. Расположение боевых соединений полностью совпадает с историческими данными. И даже сведения о командном составе не грешат надуманностью.

Но и это ещё не всё. Разработчики воссоздали все, на тот момент принимающие участие в битве, корпуса и армии. И не только с советской, но и с немецкой стороны. Каждый отдельный боец детализирован до такой степени, что видно на погонах его звание. А устройство боевой техники соответствует конструкторским чертежам. Всего в игре более 600 уникальных юнитов.

Обе стороны (советская и немецкая) поделены на дивизии, по 9 штук на фракцию. Следуя особенностям операции «Багратион» при игре за Красную Армию необходимо больше нападать, а с германской стороны — чаще обороняться.

Предлагается три временных фазы сражения.

  • А — 10 минут.
  • В — 10 минут.
  • С — до конца боя.

Вначале участник может распоряжаться только одной дивизией (примерно 10-15 подразделений). Первые десять минут боя придётся обходиться только этими силами. Но именно они чаще всего определяют результат сражения. Цель боя — овладеть контрольными точками, которые продвигают фронтовую линию и позволяют вводить в баталию новые подразделения.

Решающим качеством геймера является умение правильно разделять ресурсы. Можно сосредоточить все силы для удара в одном направлении. А если победное продвижение по центру во второй фазе окажется окружённым? Чаще дивизии поделены на небольшие подразделения в 2-3 роты, которые заняты постепенным занятием контрольных точек и их удержанием до прихода подкрепления.

Вниманию пользователей 3 боевых режима:

  1. Завоевание,
  2. Ближний бой,
  3. Прорыв.

Вначале можно распоряжаться сражением с высоты полёта самолёта, одним нажатием кнопки распределяя солдат в разные точки стокилометровой карты. Но уже на следующей секунде можно наблюдать сражение глазами пулемётного расчёта, ища наилучшее укрытие, чтобы перезарядить оружие.

Авторы постарались добиться максимального реализма в звуковом сопровождении. Так, например, когда водитель реактивного миномёта, который известен под названием «Катюша», начинает петь песню с таким же названием — это выглядит довольно весело! А выстрелы из орудий и разрывы снарядов и смотрятся, и звучат весьма и весьма реалистично.

Карт в игре аж 25 штук, причем все они выполнены в натуральную величину, так что развернуться будет где. В мультиплеере они позволяют устраивать битвы 10 на 10 игроков.

В целом Steel Division 2 — игра для увлекающихся хардкорными стратегиями с высокой степенью реализма и исторической достоверностью, однако казуалам она в какой-то степени тоже придется по вкусу.

Выгружайте юнитов при контакте

Если дивизии в вашей армии моторизованы, то они размещаются с транспортом — легкими джипами, грузовиками, машинами пехоты и другими средствами передвижения. Это справедливо и для пехоты, и для артиллерии. Благодаря этому отряды можно быстро переместить в нужную точку. Это удобно, но в то же время и опасно.

Если вражеский снаряд попадет в легкую технику, то с большой вероятностью все перевозимое подразделение будет потеряно. Чтобы избежать этого, выгружайте юнитов при первом же контакте с врагом. В такие моменты рядом с миникартой появляется уведомление. Если видите его — быстро выбирайте свои войска поблизости и нажимайте клавишу «U».

Better together

(Image credit: Jon Bolding)

Despite the campaign’s shortcomings, the multiplayer and skirmish warfare are still excellent. They feature some great innovations on Normandy ’44. Command networks let you link your Leaders with a high-ranking officer for greater bonuses to those under their command. Radio-equipped artillery spotters let you lower aim time for your guns, so a well-placed spotter can increase the speed of your bombardments. They’re both systems that play into the strength of Steel Division’s gameplay: Planning, foresight, and careful deployment.

The fights for prominent plateaus in particular are some of the most memorable struggles I’ve had in an RTS for a long time. Another player and I took up opposing positions in two woods on top of a large plateau in a map’s center, with a field running east-west between us and a capture point in the middle. I got there first, the front line pushed out—the point was mine. I consolidated my position, using the high ground to support allies on either flank with anti-tank fire. I saw that enemies were bringing up some Panzer II light tanks, so I prepared machine guns and a medium tank. I realized too late that their infantry were assault units. Smoke shells made my carefully-prepared killing field moot, and their rush overwhelmed my riflemen while the light tanks flanked. The ridge was lost: I wrote off my surviving troops and saturated it with Katyusha rocket artillery.

(Image credit: Jon Bolding)

The new division building mechanics, on the other hand, are a misstep for the series. While in Normandy ’44 each division’s selection of units were locked to a particular phase, Steel Division 2 lets you take near any unit at any point—the tradeoff being that you can get more of the unit, or get it at a higher level of veterancy, if it appears in a later battle phase. It makes the process of readying a division for battle painfully fiddly. Do I want two Tigers in phase A, or four in phase B, or two veteran Tigers in phase B, or one elite in phase C? Moreover, it throws off the entire rhythm of the multiplayer matches. Phase A is no longer a tense maneuver of reconnaissance and light vehicles punctuated by a few heavy hitters, with a steady escalation from there culminating in a phase C of desperate last stands and heroic pushes for victory. The realism of phased deployment and careful force structure are out the window. Competitive multiplayer is now an exercise in brutal, calculated abuse of the forces available to you.

Steel Division 2 is a good game buried under layers of frustrating obfuscation and burdened with a poor single player experience. Every time I was close to getting fully immersed, a new, ugly problem reared up to distract me. The ambitious bones of a truly great game are here, but ultimately it’s hard to recommend this to anyone but those who already love the series’ unique multiplayer.

General disappointment

(Image credit: Jon Bolding)

One would hope that this fidelity would apply to Army General, the much-hyped single player campaign that scraps Normandy 44’s scripted scenarios for a full-on strategic wargame. The sprawling Army General maps are a war table hundreds of kilometers square, each recreating a particular section of Operation Bagration. You’re given basic objectives and a historical layout of battalions to move about in turn-based rounds with your opponent. When you clash, you bring some of those battalions into real-time skirmishes. This sounds excellent, a partnership of real-time tactics and turn-based strategy. It is anything but. 

Army General suffers from a frustrating, terrible interface and poorly-explained, poorly-suited mechanics. It does have a manual, but one so vague as to be unhelpful. Units are moved around the map and attack via an action points system, but that system can be baffling to understand because it’s married to real-world measurements in kilometers and an invisible grid overlay, with no indication as to why a battalion can’t attack enemies or why it’s moving so slowly even though you’re sure it’s on a road and not in the adjacent swamp. It’s the worst kind of wargame design: rote and derivative, detailed where it doesn’t need to be, abstracted where it hurts most.

The Army General mechanics even manage to throw off the tactical battles. Deployment phases are thrown out the window in favor of phases based on the position of the battalions on the map. (Which is finicky and frustrating, remember.) So sometimes you’re stuck with no tanks, or no infantry, for half a fight. It’s a bizarre choice for a game that otherwise prides itself on realism. Why would the recon group charge the German bunker line rather than wait 20 minutes for the tanks to show up? Worse, the AI is disastrously terrible at taking charge of allied battalions in these matches, turning from the otherwise-competent Skirmish partner into one that bull-headedly chooses a lane on the map and marches up it repeatedly. Also, you can’t save during Army General battles, which can take an hour to resolve.

Операция «Багратион»

Оригинальная Steel Division: Normandy 44, которая вышла весной 2017 года, по большей части прошла мимо отечественных геймеров ввиду ориентации на западный рынок и высокого порога вхождения. Проект всецело был посвящен вторжению союзников в Нормандии и вкладу США в победу во Второй мировой войне.

В этот раз все интереснее: Steel Division 2 посвящена советскому наступлению против нацистов на белорусской земле, а именно операции «Багратион». Это самая крупная кампания СССР, которая закончилась прорывом советских войск к Варшаве и впоследствии штурмом Берлина.

Девелоперы сконцентрировали свое внимание именно на этой операции. «Сингл» в игре разбит на четыре кампании, каждый из которых рассказывает об одном из значимых этапов «Багратиона», начиная от первоначального нападения на белорусскую Оршу в конце июня 1944 года и заканчивая контратакой немцев у Барановичей и начале июля

Главное нововведение Steel Division 2 — это одиночный режим «Генерал армии». Сбылась мечта фанатов, разработчики позаимствовали глобальную карту и управление армиями в пошаговом режиме на манер Total War. Каждая фишка представляет дивизию со своим уникальным наборов подразделений и ограниченным количеством очков действий.

Задача в каждой из четырех кампаний примерно одна и та же — захватить или удержать ключевые точки. В виду специфики «Багратиона» при игре за СССР нужно чаще нападать, а за Германию — обороняться.

Это однообразно, но именно так было во время войны, и поэтому критиковать девелоперов за это нельзя, так как игра заявлена как исторически-достоверная.

Еще одна особенность — это снабжение. Попав в окружение, отряд оказывается отрезан от поставок. Сначала он теряет возможность перемещаться и окапывается, а затем, если подкрепления не подоспеют в течение трех ходов, считается уничтоженным. Необходимо поддерживать всю линию фронта и не допускать попадания своих войск в «котлы».

Подробнее о сборе «Боевых Групп»

Я считаю, что настоящий простор для тактики начинается именно отсюда. В Steel Division: Normandy 44 разработчики ввели новую механику, а именно – стадии битвы.

Всё сражение делилось на «А», «В» и «С» стадии, каждая из которых (кроме последней) длилась десять минут. Соответственно, и доступные юниты с каждой стадией становились сильнее. И если в начале боя все играли на откровенно слабых и более манёвренных войсках, то со стадией «С» на поле боя показывались настоящие мастодонты.

Теперь же вы сами вольны выбирать, на какой стадии какой юнит взять. Регулируется это их количеством — самые сильные юниты всё ещё иногда не доступны на «А» стадии, ну или их количество не превышает одного. Со слабыми карточками похожая ситуация: вы можете взять их на позднюю стадию в огромном количестве, или присвоить им больший опыт. Последний показатель здесь крайне важен: каждая «лычка» опыта даёт определённый прирост ко всем параметрам юнита (три звезды — 33% для каждой характеристики).

Таким образом, можно до мелочей планировать свою стратегию, самому выбирая, на какой стадии чем ударить или защититься. Вдобавок ко всему, вы можете выбирать прирост очков на каждой стадии, что даёт ещё больший тактический простор!


Не желаете Королевского Тигра с самого старта боя? Или лучше на «С» стадии, в количестве четырёх? А может, двух, но звания «Ветераны»?

Как можно чаще проверяйте обзор юнитов

В Steel Division 2 достоверно симулируются сражения на реальной местности. Движок игры учитывает рельеф и просматриваемость различных типов местности. Просчитывается и восприятие окружающей среды каждым отдельным юнитом. Поэтому не удивляйтесь, если юнит отказывается стрелять после того, как займет указанную вами позицию. Возможно, он просто не видит цели.

Чтобы узнать обзор юнита, наведите на него курсор и зажмите клавишу «C». Тогда вы увидите детальную схему видимой и заблокированной областей. Перед тем, как отдать команду на движение, тоже всегда проверяйте, смогут ли солдаты простреливать необходимую область

Особенно это важно в городских боях, где неправильный выбор укрытия может «запороть» все сражение

To the west, comrades

That’s quite a feat, considering the original Steel Division is complicated in its own right. Boasting one-to-one recreations of real Normandy locations, historically accurate battalions, and so on, Steel Division: Normandy 44 is one of those games I loved to dabble in but will never, ever master. It’s real-time tactics for the hardcore wargamer.

That offensive eventually succeeded, and led directly to Russia’s advance on Berlin. It’s also massive, with the number of troops involved dwarfing those on the Western Front.

And so Steel Division II adds this strategic layer. The numbers Eugen quoted to me: The front lines stretched over a thousand kilometers, the Germans fielded 336 thousand troops, and the Russians brought 1.25 million. The turn-based map we demoed on was slightly smaller but still stretched over 100 kilometers in every direction, encompassing Borisov, Minsk, and other towns key to the Army Group Centre’s fortifications.

It’s impressive, and I love the toy-box aesthetic—3D units moving across an abstracted 2D map. As with the original Steel Division, Eugen continues to impress me with how it makes its wargames visually appealing. It’s an outlier, in that regard.

Make no mistake though: It’s still damn complicated. Each “turn” lasts twelve hours, as you move entire battalions of troops into position on the campaign map. We rushed through our turns, as Eugen had very specific features to show me. I expect Steel Division II to move glacially slow though, because you’re quite literally moving thousands of troops into place each turn—in groups, sure, but even that can mean 50 clusters of units needing orders.

But hey, that’s what commitment to realism gets you. It’s more concrete than the original Steel Division as well. In the last game, battles were recreations of famous events in Normandy, and your situation was predetermined. In Steel Division II, your choices on the turn-based map directly affect the battles you fight.

It’s like Total War, but denser. The three-stage system returns from the original game, so you’ll gain reinforcements as the battle progresses. Your recon units will often be first into the fight for instance, with tanks arriving later as they slowly trundle down the road. Those stages are set by the turn-based map though, so if you take an extra turn to get the tanks into place they’ll be available earlier in the battle, and so on.

At the moment you can take five units from the campaign map into the real-time battles, so the scale is about the same as the original Steel Division—probably a good thing, as those battles were already difficult to manage at times. Maps aren’t necessarily one-to-one recreations of the location you’re in, although some will be. Generally the game picks from a selection of maps and tries to match terrain as closely as possible.

And then you fight. This aspect is very similar to Steel Division: Normandy 44. You spend points to field units, gaining more points over the course of the match. A line runs down the center of the battlefield, demarcating zones of control for both you and your enemy, with the line perpetually shifting as you move units forward or retreat under heavy fire.

Eugen tells me slight changes have been made though. On a visual level, the camera now gets closer to the action. If you watch the trailer above, every shot was apparently taken with the in-game camera. You can get really tight on units, riding along on top of a tank or almost crawling through the dirt with the infantry. It’s one of the best action cameras I’ve seen in a strategy game, although most of the time you’ll probably stick to the standard bird’s eye view. There’s too much happening to spend time admiring scenery.

Combat’s also been tweaked—mostly the scale of combat. As I understand it, Eugen modified tanks and artillery in Normandy 44 to make them match the scale of those maps. It was a short-range game, to an extent. With the Eastern Front covering much larger areas, tanks and artillery now behave more like their real-world counterparts. Expect to see shells arcing across the map in spectacular fashion.

Так что в итоге?

Steel Division II — игра, в которой можно провести не одну сотню часов. Множество механик в ней непонятны и переиначены с первой части. Она отдалённо напоминает Wargame и предоставляет вам настоящий простор действий. Тут нет явного дисбаланса, хотя, при выборе дивизий можно посмотреть на её категорию:

Рейтинги бывают трёх типов: «А», «В» и «С». Самые сильные дивизии помечаются как «А», а вот тип «С» больше подойдёт для поддержки (и в некоторых случаях явно проигрывает остальным). И всё же, почти каждая дивизия займёт у вас не один час, пока вы подберёте, опробуете её в бою и подстроите под свой лад.

Но, приобретая этот продукт, будьте готовы погрузиться туда с головой. Это действительно та самая стратегия, в которой нужно много думать, планировать и самому принимать решения. Даже если вы ветеран серии, то вам придётся привыкнуть к некоторым нововведениям. Как, например, изменённая система командиров и артиллерии. Мы уже рассказывали про неё здесь. Но, как по мне, именно такие ощущения и должен дарить истинный представитель жанра!

  • геймплейная составляющая;
  • дизайн;
  • звуковое сопровождение;
  • глубокая вариативность.
  • отсутствие обучения — при неочевидности некоторых механик это знатно усложняет игру и повышает порог вхождения;
  • завышенная цена на релизе (1399 рублей).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Virtual game
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: